Ежегодно микрофинансовые организации и банки передают коллекторам порядка 4 млн задолженностей, сумма просрочки по которым составляет миллиарды рублей. Часто заемщики узнают о том, что их долги проданы, после получения соответствующего уведомления от банков/МФО и коллекторов.
Почему коллекторы вам звонят
Для банков процесс возврата долгов требует серьезных временных и финансовых затрат. Поэтому после нескольких попыток вернуть деньги самостоятельно, они предпочитают обращаться за помощью к профессиональным коллекторам.
Для передачи долгов используют разные способы. Первый вариант – оформление агентского договора. В этом случае коллекторы представляют интересы финансовых организаций и заемщики должны возвращать долги именно МФО/банкам. Второй вариант – оформление договора цессии, предусматривающего передачу коллекторам права требовать от заемщиков выполнения долговых обязательств. Погашение долга идет в счет агентства.
На что коллекторы имеют право
Права, которыми обладают коллекторы в процессе взыскания долга, определены законом. Общение должно выстраиваться на принципах вежливости. Условия взаимодействия должника с коллекторами могут быть прописаны в кредитном договоре.
- звонить должнику в будни (8-22 ч.), по выходным (9-20 ч.), не более раза в сутки и двух раз в неделю;
- отправлять голосовые, текстовые сообщения по будням (8-22 ч.), по выходным (9-20 ч.), не более двух раз за день и четырех в неделю;
- встречаться максимум раз в неделю в офисе агентства или по месту проживания должника.
Как должнику разговаривать с коллекторами по телефону
Важно постараться собрать максимум данных о новом кредиторе. Рекомендуется действовать следующим образом:

- выслушать представителя агентства, уточнить цель звонка;
- записать реквизиты звонящего, название компании;
- поинтересоваться по поводу суммы долга и условий погашения;
- проверить сведения о коллекторском агентстве в ФССП (если агентства в реестре нет, его деятельность считается противозаконной);
- задать сотруднику все интересующие вопросы.
Разговаривать следует спокойно и вежливо, без грубостей и волнения. Во время звонка перед должником стоит одна основная задача – собрать максимум данных, чтобы составить стратегию дальнейших действий.
Как общаться с коллекторами по телефону, если кредит чужой
Коллекторы могут звонить с просьбой оплатить долг вместо знакомых или родственников (при оформлении займа в МФО или банке может быть указан ваш номер). Если такое произошло, следует:
- сообщить об отсутствии намерения погашать займы, так как законом не предусмотрена такая обязанность;
- проговорить, что в случае необоснованных требований вы привлечете полицию;
- записать произошедший разговор и составить жалобу (если коллекторы продолжат требовать погашение задолженности).
Как грамотно вести себя с коллекторами во время личной встречи
Здесь важно помнить, что коллекторы не могут приходить домой к должникам чаще раза в неделю. У гражданина нет обязанности открывать им дверь, приглашать к себе домой или как-то с ними контактировать. Рекомендуется:
- фиксировать все происходящие действия на видео;
- привлекать свидетелей (общаться с коллекторами только в присутствии третьих лиц);
- не пускать коллекторов на территорию частного дома или в квартиру (лучше всего организовывать встречи на нейтральной территории);
- просить коллекторов предоставить их документы;
- не отказываться от выполнения долговых обязательств, но при этом честно и четко описывать ситуацию;
- не поддаваться на провокации, разговаривать максимально спокойно и корректно.
Не стоит оплачивать долг при личной встрече с представителями коллекторских агентств. У них нет права брать деньги от должника. Они только предоставляют реквизиты, чтобы гражданин мог погасить свой долг.
Как общаться с коллекторами, которые угрожают
Физическое воздействие, манипуляции и угрозы – веские основания, чтобы принимать соответствующие меры. Если во время разговора с коллекторами прозвучали угрозы, стоит обратиться за помощью в прокуратуру, к приставам, в Роскомнадзор (при нарушении закона о личных данных).
Не всегда у коллекторов есть возможность требовать погашение долга. Например, нельзя настаивать на погашении задолженности, если человек лишен дееспособности, проходит лечение в стационаре, является несовершеннолетним. При наличии таких ограничений, следует предоставить коллекторам соответствующие документы.
Разговаривать с коллекторами или нет: есть ли возможность отказаться
От общения можно отказаться, если с момента просрочки платежей прошло более 4-х месяцев. Для этого следует составить заявление и отправить его коллекторам.
Но погашать задолженность все равно придется. Иначе дело поступит в суд и решением вопроса займутся приставы.
Если у вас нет возможности погасить задолженность, а коллекторы не дают вам покоя, рекомендуется обратиться за помощью в компанию «Бизнес-Юрист». Наши специалисты рассмотрят сложившуюся ситуацию и предложат оптимальный вариант ее решения. Например, инициируют процедуру банкротства, которая освободит от непомерных платежей. Чтобы оставить заявку, достаточно связаться с юристами в Телеграм или позвонить по телефону +7 964 726 74 72.
